Досье
Наталья Неклюдова, 48 лет, предприниматель из Москвы, основатель проекта Boho-Parka. Окончила художественно-графический факультет МПГУ. Работала в издательстве «Марка», которое возглавлял её отец. Создавала открытки и марки, вела собственный бизнес. В 2014 году основала проект Boho-Parka по пошиву курток с подкладкой из натурального меха.
Как всё начиналось
Идея сшить тёплую куртку возникла у меня из практической потребности – гулять с ребёнком. После рождения младшего каждая зима была для меня стрессом. Во время прогулок я очень мёрзла, во что бы ни одевалась. Однажды я купила себе огромную лисью шубу, но даже в ней у меня не получалось согреться.
Пытаясь утеплиться, я сама шила себе верхнюю одежду. Например, могла изготовить шубу. Это у меня наследственное - моя бабушка была модельером: она много шила из меха, брала заказы на дом. Можно сказать, что мех окружал меня всю жизнь.
Одной из моих любимых разновидностей этого материала был и является мех ламы. Иногда я шила себе из него шубы – короткие и длинные. Но даже они не всегда помогали мне от холода. И когда я окончательно замёрзла, я догадалась «перевернуть» шубу – мехом внутрь, так одежда греет значительно лучше.
В 2013 году я увидела в интернете похожие куртки типа «парка». У нас они ещё не были так популярны – они только начали приходить в Россию. Я хотела заказать что-то подобное и изучала рынок как потребитель. Смотрела, что предлагают корейцы, китайцы, итальянцы. Меня интересовал премиальный сегмент – я могла позволить себе хорошую куртку или относительно дорогую шубу. Поэтому я не рассматривала самые дешёвые варианты типа синтетического меха.
В какой-то момент я подумала: почему бы мне не сшить такую вещь самой, если у меня есть время и возможность. Мой любимый дизайнер – итальянка Анна Делло Руссо (креативный директор японского Vogue – прим. редакции), известная своими экстравагантными образами. На одном фото я увидела её в парке с мехом ламы на подстёжке. И поняла, что хочу именно такую куртку.
Всё лето, гуляя с малышом, я сидела на лавочке и рисовала эскиз. В то время я не задумывалась о бизнесе, делала вещь для себя и не предполагала каких-то продаж. Сначала я хотела «пустить пыль в глаза» – сделать акцент на внешнем виде. Но в результате, как потом выяснилось, спроектировала очень практичную и комфортную вещь.
Основной задачей было «запихнуть» внутрь куртки-парки мех ламы. А поскольку материал объёмный, его нужно было «посадить» так, чтобы этого большого объёма не было видно. Целых полгода я день и ночь думала об этом: как будет крепиться мех, как он войдёт в рукава, как будет гнуться, выглядеть со спины. Нужно, чтобы человек мог двигаться в парке, плюс ко всему она должна иметь эстетичный вид. Я всех знакомых замучила примерками.
Потом я поняла, что самой мне этого не сделать. Я нашла конструктора – правда, пришлось сменить четырёх специалистов. Они так и не смогли понять, как устроена такая куртка. В итоге я остановилась на хорошем профессионале, конструкторе с большим опытом. Она помогла мне сделать тот конструктив, который я хотела. Получилась куртка в стиле милитари: зелёная снаружи с розовым мехом внутри.
Подбор материалов
Когда я сделала эскиз и купила мех, оставалось только найти материал для самой куртки. Мне нужна была ткань хорошего качества, с большим содержанием хлопка, чтобы мех внутри мог «дышать» – иначе будет эффект парилки. Также были требования по пропитке, чтобы вода не попадала внутрь. И чтобы плетение нитей в ткани было «военное», палаточное.
Я объездила всю Москву, буквально все склады, но подходящей ткани нигде не нашлось. Я сделала несколько образцов из различных тканей – всё это было «не то». К ним прилипал мех, у них была плохая влагостойкость. Для себя я решила, что если не найду хорошую ткань, даже не буду шить куртку, которую задумала.
Я уже почти отчаялась, но продолжала настырно обзванивать оптовые базы. И тут, наконец, я наткнулась на московское представительство корейского производителя. Его сотрудники показали мне образец, который меня устроил. Как раз в это время к ним на склад пришла ткань нужного мне цвета и фактуры. Но она продавалась только рулонами от 100 метров. И я стала понимать, что мне придётся сшить не одну куртку, а несколько.
С молниями тоже была целая драма. Когда я начинала шить, то уже знала, что самые лучшие и надёжные молнии – это швейцарские YKK и Riri. В Москве был частный агент, который привозил молнии прямо в чемодане. Я купила их у него за бешеные деньги: 1500-2500 рублей за штуку. Сейчас я беру те же молнии в московской фирме, которая торгует фурнитурой - получается намного дешевле.
Поиск фабрики
Дальше я начала искать производство. В Зеленограде, где я живу, есть промзона. В ней расположено несколько цехов по пошиву. Мне нужно было заказать 10 курток. Конечно, с таким мизерным количеством меня просто не воспринимали всерьёз. Но как ни странно, один из цехов согласился поработать со мной. Так как объём заказа был небольшим, они выставили высокую цену. Но я решила, что сделать это нужно в любом случае, и готова была заплатить.
Меня поставили в очередь и постоянно отодвигали место в ней в пользу других клиентов. Но когда мне сделали первый образец, меня всё устроило. На пошив заказа из 10 курток вместе с ожиданием ушло два месяца. Несмотря на столь долгий срок, к зимнему сезону я успела.
Теперь нужно было отшить меховые подстёжки. Работа с мехом очень деликатная и дорогая, специалисты-скорняки сейчас на вес золота. Я купила себе скорняжную швейную машинку, и первые подстёжки сделала сама. Было не так сложно – я чётко понимала, что мне нужно делать.
Первые продажи
Я решила выставить сшитые куртки на маркетплейсе «Ярмарка мастеров». Дочь-фотограф предложила мне отснять изделия. Я думала выставлять по одной куртке в месяц – вдруг кто-нибудь купит. В процессе фотосъёмки дочь спросила, есть ли у меня страница в Instagram. Конечно, её не было, и мы её сразу завели.
Так я открыла для себя Instagram. В начале я постоянно спрашивала дочь, что мне делать, куда нажимать. Сейчас я активно работаю через Instagram, там моя целевая аудитория. Но как им пользоваться в полной мере, я поняла только с годами. В первый год многое для меня было в новинку – хэштеги, таргет, настройка рекламы, селебрити и т.д.
Многие инструменты в Instagram оказались очень интересными и эффективными. Я не привлекала специалистов по продвижению – всё осваивала постепенно и сама. Мне кажется неправильным открывать небольшой швейный бизнес и сразу же нанимать SMMщиков и маркетологов. В том же Instagram все инструменты можно изучить самому.
Мои знакомые, которые знали, что я неплохо шью, из первой партии курток купили две или три штуки. Остальные разошлись благодаря Instagram. Уже в первые дни после публикации фотографий парок начали приходить заявки, хотя все куртки были только одного размера – М. Ко мне приезжали покупательницы, которым куртка была великовата, но они всё равно её брали – настолько она им нравилась. И по интересу аудитории я поняла, что надо продолжать.
Я решила назвать свой проект Boho-Parka. Бохо – это «богемный» многослойный стиль в одежде, когда несколько ярких вещей надевают друг на друга. Название я придумывала с юмором и иронией. Сестра так и называет меня – «зеленоградская богема».
Начальные вложения в бизнес были порядка 500000 рублей. Это семейные деньги, отложенные на крайний случай. Я вложила их в скорняжные машинки, ткани, мех. Также я сделала фотосессии, заказала рекламу у блогеров.
Step by step
Деньги, которые пришли с продажи первой партии, были вложены в производство новых курток. Я попросила конструктора сделать размерный ряд. Купила ткань – больше, чем в первый раз. На том же производстве, где для меня отшили первые 10 курток, заказала новую партию изделий.
На этой же фабрике отшиваюсь и сейчас. Нашим многолетним сотрудничеством я довольна. Правда, за годы совместной работы не всё было безоблачно. Когда технолог, которая «вела» мои заказы, ушла в отпуск, качество изделий было ужасным. Я тогда расстроилась и нашла новое производство. Но теперь понимаю, что правильно сделала, не поменяв коней на переправе. В итоге мы пришли к хорошему качеству, которое меня устраивает – просто без «своего» технолога я теперь не шью.
Меховые подстёжки в первое время я делала сама, мне этот процесс приятен. У меня довольно большая двухэтажная квартира, и весь второй этаж отдан под мастерскую. Потом я перестала успевать и поняла, что мне нужен помощник. Я нашла надомницу, но вскоре наших усилий стало недостаточно.
Я начала искать в интернете меховое производство – просто вбила эти слова в поиске. Ближайшим ко мне вариантом оказалось ателье «Панда» около станции метро «Войковская». Сначала из-за небольшой партии представители ателье отнеслись ко мне скептически. Сейчас я отдаю им большинство заказов и очень с ними дружу. Это реальное производство с налаженным процессом, там современное оборудование и классные специалисты.
Работа с клиентом
Заказы на мои куртки поступают в основном через Instagram, плюс немного с «Ярмарки мастеров». У меня есть базовые модели, но каждое изделие я дорабатываю под конкретного заказчика.
Общение с клиентами лично или по интернету – основная часть моей работы. С ними я обсуждаю все детали: рост, объём груди и бёдер, модель и цвет. Меховую подкладку я делаю под каждую конкретную клиентку. Готовую куртку я обычно выдаю через 7-10 дней после обращения.
Верхние парки я отшиваю постоянно в течение года. Всегда мониторю, какого цвета и размера мне не хватает, и добавляю недостающие позиции.
Пиковый сезон по производству – с сентября до февраля, в это время я делаю меховые подкладки. С апреля до августа меховые производства не работают.
Некоторые мои коллеги-инстаграмщицы в летний сезон шьют летнюю одежду. Но я к концу сезона настолько выгораю, что у меня больше ни на что нет сил. Возможно, это связано с тем, что я фактически работаю одна и не делегирую полномочия. Расслабляться я могу весной и летом. Но с августа до февраля у меня просто нет выходных. Дома, конечно, иногда обижаются, что я ставлю их на второе место. Я работаю по сути полгода, но очень самозабвенно – только этим и живу.
Каждый сезон у меня начинается с того, что китайские коллеги предлагают мне отшить мои же куртки, полностью по моему проекту. Для меня это было бы выгоднее по себестоимости, но я этого не делаю лишь по одной причине: здесь я вижу весь процесс, и он у меня под контролем.
Я каждый шов проверяю сама, мне это очень важно, и клиенты мне доверяют. Когда я встречаюсь со своими клиентами, мне перед ними не стыдно. И я горжусь, что в итоге пришла к такому хорошему качеству.
Аудитория бренда
В 2018 году больше половины моих покупателей были из регионов, в основном с холодным климатом. Сейчас региональных заказов меньше, но это всё равно примерно 50%. Остальные заказчики, как правило, из Москвы и Санкт-Петербурга.
Аудитория моего проекта за 5 лет не сильно изменилась, но я стала лучше понимать её. Ко мне приходят в основном женщины моего возраста – примерно 40-50 лет. Они в состоянии купить себе довольно дорогую вещь. К тому же они иногда приводят ко мне своих дочерей и подруг.
В Instagram сначала смеялись над аудиторией «за 40». Но теперь я понимаю, что по факту это самая платёжеспособная публика. Реклама в Instagram даётся в основном с расчётом на молодёжь, но у неё не всегда есть деньги. Плюс не вся молодёжь готова носить натуральный мех из «экологических» соображений. Привлечение клиентов старше 40 лет обходится дешевле, и отдача от них в моём случае гораздо больше. Каждый месяц я трачу на рекламу в этой соцсети примерно 200 тысяч рублей.
Однажды дочь предложила мне отдать какому-нибудь Instagram-блогеру куртку для обзора. Мы решили написать телеведущей Лене Летучей (на фото внизу) - просто потому, что она мне нравилась. И в момент обсуждения как раз шла передача с её участием. После небольшой переписки помощница Летучей сказала, что Лена согласна взять куртку и сделать об этом пост.
Она съездила в ней в Питер, выложила пост, и я поняла, что попала в точку. Её подписчики (причём многие из «холодных» регионов) пришли на мою страницу просто валом. Это оказалось стопроцентно моя целевая аудитория. До сих пор мне пишут, что видели мою куртку на Лене Летучей.
Вторая жизнь для шубы
Я начинала с зелёной куртки в стиле милитари. Она и сейчас является основой всех моих моделей. Но при этом добавилось много разных цветов, появилась вышивка. К сожалению, вводить в ассортимент новинки получается не так быстро, как хотелось бы. Так как новые идеи реализуются на небольшом тираже, на производстве его ставят в очередь, а это отнимает некоторое время.
Основной материал подкладки – по-прежнему мех ламы. Но я постепенно добавляю новые интересные виды меха. Ателье, с которым я сотрудничаю, предлагает мне достойные варианты, которые себя очень хорошо зарекомендовали. Среди них бывают и отечественные меха – например, подмосковный хорёк, лёгкий и теплый материал.
Мои куртки сконструированы так, чтобы мех можно было снимать, а верх – легко стирать. Во многих подобных вещах подстёжка намертво пришита к куртке, что создаёт неудобства. У меня верхняя парка – это, по сути, отдельное изделие, которое можно носить как плащ. Я даже иногда продаю «пустые» куртки для тех, кто готов сам сшить подкладку – из меха или из его заменителя.
Также я могу перекроить старые шубы клиентов на подкладку в куртку. Например, если шуба уже изношенная или, наоборот, её вообще не носили. А продать старую шубу сейчас очень тяжело. И таким шубам я могу дать вторую жизнь, поставив их на подкладку.
Я делаю перекрой уже второй год. Он для меня не так выгоден финансово, как изготовление новой вещи. Но услуга пользуется такой популярностью, что я понимаю: это очень серьёзная тема, которая имеет будущее. Например, на Севере у людей часто много шуб – ношеных и неношеных. И для них откровение, что такие вещи можно использовать как подкладку. Они готовы посылать мне их одну за другой.
Экономика проекта
Себестоимость одной парки - от 30 до 200 тысяч рублей. Я зарабатываю с каждой куртки от 10 до 40 тысяч рублей. В сезон я продаю 100-120 курток. Таким образом, мой заработок за сезон – около двух миллионов рублей.
Почти весь свой доход я вкладываю в бизнес. Покупаю ещё больше тканей, увеличиваю объёмы производства. Я постоянно хочу расширить цветовую гамму. И в конце каждого сезона мне нужно докупать старые позиции по цвету и искать новые. Сейчас я должна заказать 1000 метров ткани одного цвета. А в сумме – несколько километров материала разных цветов, что требует много денег. Только недавно у меня появилась возможность забирать себе какую-то часть заработанных средств.
Я закупаю очень дорогую ткань, хороший материал – один из главных моих козырей. И эту концепцию я никогда не поменяю. Мне предлагали неплохие китайские ткани, но у меня хорошие поставщики, которым я могу доверять. Это та же корейская компания, у которой я купила свою первую партию тканей. Они могут прислать материалы любого цвета, специально покрасив их для меня. Проблема только в том, что заказы идут из Кореи два-три месяца.
С мехом ситуация проще. В Москве есть несколько меховых баз-магазинов. Плюс частные продавцы, которых я уже давно знаю. Но в любом случае, если едешь покупать мех – нужно иметь как минимум 500000 рублей.
«Мы все коллеги по цеху»
Многие в моей сфере начинали с «Ярмарки мастеров», а потом расширились. Я видела девушек из Санкт-Петербурга, которые стартовали примерно в одно время со мной и делали что-то похожее. У них действительно достойные модели, причём не только куртки. Есть предприниматели из Казахстана, недавно переехавшие в Москву, они тоже шьют под заказ. Но говорить о конкуренции здесь вряд ли возможно – скорее мы все коллеги по цеху. Многие пытались заниматься пошивом верхней одежды, но сейчас российских производителей осталось очень мало.
Основные сложности моего проекта – организационные. Когда я начинала, то даже не представляла, как правильно выстроить юридическую часть бизнеса. Для меня это была целая драма. Я обратилась за консультацией в зеленоградский Центр услуг для бизнеса, там мне объяснили, что нужно сделать – в частности, как открыть ИП и получить патент. Но если честно, мне до сих пор не хватает информации в этом отношении.
Одна из проблем меховой отрасли – чипирование (маркировка) изделий. Поскольку я работаю «под заказ», могу не чипировать изделия. Но при продажах через магазин маркировка обязательна. Для этого нужно нанимать отдельного сотрудника. Для меня это лишний повод не масштабироваться до магазинных продаж.
Также проблема в выборе материалов: в этом отношении для нашей отрасли в России мало возможностей.
Что дальше
Я бы хотела прийти к хорошему качественному интернет-магазину. Там я могла бы размещать базовые модели, которые будут стоить несколько дешевле. При этом я бы продолжила работать индивидуально с люксовым сегментом, делая под заказ более дорогие вещи. Такая схема позволит мне сделать свой бизнес более логичным и рациональным.
У меня уже забронирован домен, но сайт я пока не сделала. Причина в моих высоких требованиях – как к сайту, так и к фото для будущего интернет-магазина. В моих фотосессиях для Instagram я вижу кучу недочётов. Но рано или поздно сайт будет сделан. Это облегчит мне жизнь, и я буду получать ещё больше удовольствия от моей работы.
По материалам https://biz360.ru/materials/biznes-v-dekrete-kak-zarabotat-na-proizvodstve-kurtok-s-naturalnym-mekhom/